Что такое диссеминация педагогического опыта

Статья по теме:

Диссеминация педагогического опыта

Диссеминация-возможность позиционировать себя, представить свой педагогический опыт работы

Предварительный просмотр:

Доклад на тему « Диссеминация педагогического опыта»

Учителя истории МБОУ ЕСОШ №1 Манасиповой Н. Г.

Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.

Инновация в образовании предполагает создание новых образцов педагогической деятельности, поднимающих деятельность учителя на принципиально новый качественный уровень и способствующих повышению результата обучения и воспитания школьников. Исходя из определения понятия «инновация»предполагается, что распространению подлежит именно такой опыт, который вносит в образовательную среду целенаправленные изменения.

Одним из условий диссеминации — распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации :

— информационные — выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом, создание сайтов или блогов в сети Интернет;

— коммуникационные — профессиональные события;

— обучающие — организация ознакомительных семинаров, мастер-классов и организация более продолжительных программ обучения;

— экспертные — оценка и поддержка участников процесса диссеминации.

К основным функциям диссеминационной сети относятся :

— координация, в том числе сетевого взаимодействия;

— описание практики, «окультуривание» опыта;

— накопитель (информационный ресурс);

— оценка качества результатов диссеминационной деятельности.

Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные этапы, из которых складывается этот сложный процесс:

ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными; «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию; практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы); свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.

Основные формы диссеминации (распространения)

Учитель физики Ореховская О. Г., г. Оренбург

Диссеминация передового педагогического опыта.

Одной из наиболее актуальных проблем системы общего среднего образования России является проблема повышения качества и эффективности инновационной деятельности на всех ее уровнях. Уже в самой сути понятия инновация заложены такие процессы как распространение и тиражирование нового.

Технологический цикл работы с передовым и инновационным педагогическим опытом может считаться завершенным только в том случае, если в него включена модель освоения этого опыта профессионально-педагогическим сообществом. С процессом освоения опыта связаны такие процессы как «внедрение», «трансляция», распространение», «обмен». В этом понятийном поле сегодня появился еще один термин – диссеминация. Этим понятием обозначается особый способ распространения и освоения опыта, адекватный конкретным потребностям его реципиентов и имеющий характер «выращивания». Диссеминация позволяет распространить инновационную практику на самые широкие массы, адаптируя, редуцируя, а иногда и развивая различные элементы инновационной разработки или инновационную систему в целом.

Итак, что же такое диссеминация в образовании, каковы ее формы и контексты существования?

Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории.

Диссеминация может существовать и осуществляться в двух основных формах — как постоянно текущая деятельность или как некий специально выделяемый в рамках общего проекта специальный проект. В последнем случае к планированию диссеминации и к управлению ею применимы все общие рекомендации по разработке проектов и управлению ими.

Говоря о контекстах диссеминации, имеется в виду, что эта работа всегда разворачивается в конкретном пространстве-времени, здесь и теперь. В этом отношении важен как ближайший конкретно-исторический контекст (в нашем случае — процесс модернизации российского образования, являющийся важнейшим вызовом и пробным камнем для тех, кто хочет заниматься диссеминацией новых образовательных ресурсов), так и более широкий контекст (с учетом специфики отечественной истории распространения нового в различных сферах его приходится оценивать как достаточно сложное наследие).

Одним из условий диссеминации — распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, которое создает следующие каналы диссеминации:

— информационные — выпуск и издание литературы, рассказывающий о новом;

— коммуникационные — профессиональные события;

— обучающие — организация ознакомительных семинаров и организация более продолжительных программ обучения;

— экспертные — оценка и поддержка участников процесса диссеминации.

Каковы Шаги, обеспечивающие успешность диссеминации инновационного педагогического опыта?

1. Определить субъекты диссеминации, в числе которых основными являются:

1) авторы инновационного педагогического опыта, то есть те учителя, которые будут представлять свой опыт педагогическому сообществу;

2) потребители, пользователи инновационного педагогического опыта, обеспечивающего более высокие результаты образовательно-воспитательной деятельности;

3) организаторы процесса диссеминации (управленцы, методисты всех уровней от школьного до муниципального, специалисты системы дополнительного педагогического образования, а также представители неформальных структур, заинтересованных в продвижении педагогических инноваций в образовательную среду)

2. Определить объекты диссеминации, то есть те продукты, которые будут подлежать распространению: авторские программы, способы обучения, учебно-методические пособия, дидактические материалы, − то есть такие образовательные ресурсы, которые могут быть предложены потенциальным пользователям в обобщенном (осмысленном), структурированном и методически объясненном виде.

Чтобы распространять инновационный педагогический опыт, необходимы, по меньшей мере, два обязательных условия:

А) облечь опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях;

Б) вызвать заинтересованность учителей в овладении инновационным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике.

3. Определить формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: региональном; муниципальном; образовательного учреждения.

Главное в педагогическом опыте – идея. При распространении важно донести сущность педагогического процесса, новизну опыта, условия использования на практике его основных конструкций.

Обобщая практику распространения педагогического опыта, можно наметить следующие основные Этапы, из которых складывается этот сложный процесс:

· ознакомление желающих учителей с педагогическим опытом, разъяснение преимуществ рекомендуемых методов и приемов по сравнению с традиционными;

· «показ в действии» методов и приемов работы, подлежащих использованию;

· практическое обучение учителей использованию рекомендуемых методов и приемов (опорные школы, курсы, семинары, практикумы);

· свободный обмен инновациями, педагогическими находками в режиме сетевого общения творческих учителей.

В качестве Форм тиражирования инновационного педагогического опыта в современной образовательной практике наиболее распространенными являются следующие мероприятия:

— участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков;

— стажировки на базе лучших школ;

— консультации, практикумы, открытые уроки и внеклассные мероприятия;

— обучающие и деловые игры

— мастер-классы, педагогические мастерские, авторские школы и семинары

— конференции, аукционы педагогических идей, презентации, выставки, форумы, ярмарки, фестивали, публикации, выступления в СМИ.

Ознакомьтесь с формами распространения инновационного педагогического опыта.

Способы диссеминации инновационного опыта учителя

Человек постоянно стремился быть оцененным по заслугам и придумывал самые разнообразные способы представления информации о личностных достижениях: автобиографические записки, дневники, личные альбомы. Сегодняшний день диктует быстрый ритм жизни, поэтому мы должны научиться емко и оригинально представлять информацию о себе, используя самые оперативные средства коммуникации.

Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для учителя — это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности и соответствии занимаемой должности, но и инструмент саморазвития.

В МАОУ лицее № 77 г. Челябинска на базе Ресурсного центра создана лаборатория «Развитие педагогического потенциала», которая поставила следующие

Создание целостной системы взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального роста каждого учителя. Обобщение и распространение опыта по результатам апробации инновационных образовательных программ и новых образовательных технологий.

Создание и апробация внутрилицейской модели методического сопровождения педагогов, обеспечивающей профессиональный рост, развитие активного творчества. Использование различных способов презентации общественности результатов образовательной деятельности (участие педагогов в форумах и конференциях, фестивалях и конкурсах, публикации в научно-методических изданиях и в сети Интернет). Распространение передового педагогического опыта коллектива через организацию и проведение семинаров, фестивалей, конференций, мастер-классов. Оказание методической и консультационной помощи другим образовательным учреждениям по вопросам инновационной педагогической деятельности.

Одной из целей совершенствования образования на современном этапе развития нашего общества является повышение качества образования. Без внедрения инновационных технологий, современных средств обучения, повышения престижа профессии учителя, выявления и распространения передового опыта, повышения профессионализма педагога этого достичь невозможно. Утверждение К. Д. Ушинского о том, что учитель живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Педагог, ориентированный на профессиональный рост, стремится заявить о себе широкой общественности с целью повышения педагогического мастерства и распространения опыта своей работы.

Формы Диссеминации (От лат. «disseminatio» – «рассеяние, распространение») педагогического опыта могут самые разнообразные:

Открытые уроки и внеклассные мероприятия Методические недели Консультации, практикумы Педагогические советы Диспуты и дискуссии Мастер-классы и педагогические мастерские Спецкурсы Обучающие и деловые игры Педагогические чтения Школы профессионального мастерства Общественный смотр знаний Участие авторов опыта в курсах повышения квалификации в качестве лекторов-практиков Стажировки на базе лучших школ Аукционы педагогических идей Научно-педагогические семинары Научно-практические конференции Презентации, выставки (стендовая презентация, экспозиционная площадка, имидж-проект, практический и рекламный показ «Рецепт успеха», сокровищница опыта, размышления профессионала и т. д.) Сайт (методическая копилка, комментарии специалиста, профессиональное интервью, день руководителя на сайте, досуговый калейдоскоп и т. д.) Форумы, ярмарки, фестивали Публикации в печатных изданиях и сете Интернет

Для обобщения и распространения опыта педагогов лицея № 77 мы используем преимущественно следующие формы работы: